Adhard.ru сайт и форум о рекламе

Маркетинг и реклама образования в России - девственное поле для деятельности

Статьи » Маркетинг и реклама образования в России - девственное поле для деятельности
Ситуация с образованием на российском рынке, при кажущейся благополучной ситуации, на самом деле стремительно ухудшается. Один тот факт, что российские ВУЗы в прошлом году впервые не вошли в число первых 200 мировых, говорит сам за себя. Даже Московский университет впервые провалился в этом рейтинге, причем с достаточно высоких предыдущих позиций (50-60 место в предыдущие года).

Тем временем внутри России составляются рейтинги ВУЗов, где видно, что ситуация совсем не такая страшная, а наши ВУЗы по-прежнему конкурентноспособны. Кто же из них прав?

Как ни прискорбно это признавать, но правы, по-видимому, общемировые оценки. Низкая зарплата государственного образовательного сектора привела к мощному оттоку преподавательских кадров, работающие "за идею" старые преподаватели уходят из ВУЗов просто в силу возраста, а молодежь не появляется.

А ведь знания – тоже товар, образование – по сути, услуга на рынке, а, значит, к ним применимы все мощные методы воздействия маркетинга и рекламы.

Какие же можно дать рекомендации с нашей стороны?


Отметим, что на сегодняшний день практически полностью отсутствует динамичная реклама ВУЗов и получения знаний вообще. Реклама существует, как правило, на бытовом уровне: "сравни доходы менеджера и дворника", но не более того. Каждый ВУЗ, вывешивая рекламный плакат, рекламирует всего лишь собственную продукцию, т.е. факультеты и специальности, а не систему получения знаний вообще.

Государство могло бы помочь решить этот вопрос, но и некое объединение хотя бы коммерческих ведущих ВУЗов тоже могли бы заняться этим вопросом.

Понятие конкурентоспособности любого товара подразумевает как минимум три главные составляющие: качество товара (услуги), сбыт и сервис, куда войдет понятие экономических возможностей и ограничений потребителя, психологические факторы.

Последнее, кстати, содержит в себе очень серьезный подводный камень, ведь чем проще излагаемые истины, тем доступнее они для покупателя, а система ВУЗовских знаний предполагает, наоборот, некоторое усложнение терминологии. Однако эту проблему можно решить. Вспомним 30-е годы в СССР. Даже малограмотное население приветствовало отправку родных и знакомых "в Москву за образованием". Им выделялись деньги, ими гордились и т.п. Одним словом, психологическая мотивация была очень сильной и отражалась не только на абитуриентах, но и на преподавателях.

Популяризация знаний и развитие сети научно-популярных журналов, передач и сайтов – тоже мощное фоновое давление рекламы на потребителя, причем рекламы знаний во многих отраслях – от инженерных и экономических до фундаментальных наук. Тут очевидны два направление – создание больших и развитых "глянцевых" журналов типа "Популярной механики" с одной стороны, и дешевых массовых журналов с другой. Для создания подобных журналов можно было бы широко использовать рекламу новинок в соответствующей отрасли. Ведь при всей развитости строительства в России, за новинками следят единицы, а журналы больше акцентируются либо на очень узкопрофильных направлениях, либо на экономических выгодах инвестиций в недвижимость.

Наконец, надо признать, что обычные плакаты или объявления в газетах – очень пассивный вид рекламы. В качестве примера можно взять Новосибирский гос.университет, который для поднятия своего престижа провел у себя все 5 туров олимпиады по физике, что сразу повысило приток абитуриентов в год проведения олимпиады. Однако это была одноразовая акция, после которой приток обещает упасть снова. Многие ВУЗы, в том числе и московские, известны исключительно в черте своего города, отсутствуют выездные сессии, система удаленной проверки знаний, сдачи экзаменов и т.п. Тут хорошим примером может послужить австралийский Дикин университет, который стал лучшим в Австралии за счет развития программ дистанционного обучения, рассчитанных на удаленные районы Австралии, Океанию и Новую Зеландию. В России системы дистанционного обучения практически нет.

Есть и формальные вещи, которых нет в наших ВУЗах. Например, международных сертификатов, позволяющих оценить рейтинг ВУЗа и выдать диплом международного образца. Это опять же касается даже ведущих московских ВУЗов, не говоря уж о внутренних. Ряд технических специальностей по сей день считаются закрытыми и на них все еще не разрешается прием иностранных студентов, несмотря на то, что за последние 30-40 лет (со времени которых действует запрет), ситуация кардинально изменилась и по-настоящему закрытых специальностей в стране очень мало.

ВУЗы практически не занимаются и побочными вещами, связанными с жизнью студентов, которые тоже могут привлечь к себе при выборе между примерно равными ВУЗами. Например, это касается спортивных клубов, клубов КВН и т.п. Доступность Интернета тоже является немаловажной темой для обсуждения.

МГУ им. Ломоносова

Даже имеющие серьезные бренды ВУЗы (МГУ, СПбГУ, Уральский технический университет, Московский технический университет им.Баумана и проч.) не только не используют их, но даже и меняют название, фактически отказываясь от марки, проверенной многими десятилетиями (это касается бывших УПИ и МВТУ им. Баумана), что является грубейшей ошибкой с точки зрения маркетинга. Совершенно не используются бренды, например, лидеров КВНовских команд, неоднократно занимавших первые места (Новосибирский гос.университет).

Наконец, условия проживания в общежитиях тоже должны стать пристальным объектом внимания руководства ВУЗов, поскольку именно бытовой фактор часто отпугивает потенциальных студентов, как российских, так и иностранных, от поступления в данный ВУЗ.

Таких проблем огромное количество. Мы еще никак не затронули привлечение в ВУЗ ведущих специалистов отрасли, но это – отдельная тема разговора.

Многие ВУЗы считают, что у них нет на это денег. Но это неправда, поскольку государственные деньги на поддержку ВУЗов тратятся крайне неэффективно, часто делятся по социалистическому принципу "на всех", что понижает преподавательскую деятельность лучших специалистов. Наконец, для получения денег, можно активнее использовать ту самую рекламу, которую так часто изучают везде в экономических ВУЗов, но так редко применяют на практике. А ведь тут тоже огромное поле возможностей. Любое предприятие, принимающее к себе на работу специалистов, вполне может оплатить собственную рекламу в том же ВУЗе, провести не просто день открытых дверей, а оплачиваемые акции и т.п.

Одним словом, весь рынок образовательных услуг в России нуждается в полной переоценке подхода, что требует привлечения лучших сил маркетинга и рекламы отрасли.

12.10.2008
Все статьи о рекламе

При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сайта активная гиперссылка обязательна

Постоянный адрес страницы: http://www.adhard.ru/page-al-mariadvstudyinrusia.html